MegaStar33.ru

Строительство и ремонт дома

Управление и менеджмент: общее и специфическое

Взаимодействие понятий “управление” и “менеджмент” можно проанализировать по трем направлениям: логический анализ, методология науки и потребности и реальности практики.

Уместно представить следующую логическую схему.

Не всякое управление можно назвать менеджментом. Управление взрывом, управление машиной, управление химической реакцией, управление ядерными процессами, даже управление войсками или войсковой операцией никто не назовет менеджментом.

Но менеджмент в любом своем проявлении всегда есть управление.

Значит, понятие “управление” шире понятия “менеджмент”, которое представляет собой специфический тип управления.

Его специфика: объект менеджмента, приоритеты, связанные с человеческим фактором и экономическими интересами, рыночные механизмы (условия конкуренции, экономического риска), профессионализм, технологии менеджмента (участие персонала, разработка решений и пр.), корпоративность, стиль, лидерство.

Все это категории менеджмента и по исторической практике, и по его концепции.

Специфика любой науки наиболее ярко проявляется в составе изучаемых проблем. В совокупности проблем менеджмента ведущее место занимают неформальное управление, личностный фактор, взаимодействие социально-экономических и организационно-технических проблем, диверсификация менеджмента и другие проблемы, которые возникли именно в практике менеджмента и отражают ее потребности в научном обосновании.

Вообще в научном анализе всех проблем управления можно построить типологическую матрицу, которая покажет общее и особенное управления и менеджмента. Типология – самый продуктивный метод анализа и исследования. Например, периодическая таблица Менделеева отражает один из универсальных и весьма эффективных методологических подходов к исследованию в любой области знаний.

Типологический анализ управления также убедительно показывает специфику менеджмента.

Теперь возьмем практическую сторону менеджмента. Именно в ней столь важную роль играют приоритеты. Из практики менеджмента возникла идея человеческого капитала как главного приоритета менеджмента. В практике менеджмента возникли и существуют такие понятия, как корпоративность, полномочия, стиль и др. Но при этом необходимо изучать и аксиологический аспект, и систему ценностей.

Все это запросы практики к науке менеджмента, и именно менеджмент является основой и определяет структуру знаний менеджера.

Основными принципами общего управления являются: разделение управления на управляющую и управляемую системы (блоки, модули и пр.), управляемость (реакция на воздействие или сигнал), необходимая централизация управления (в определенной мере), обратная связь, гомеостат, эмерджентность, функциональная стабильность.

Основные принципы менеджмента: человеческий фактор, менеджмент знаний (интеллектуальный потенциал), качество и эффективность менеджмента, экономика менеджмента (затраты и ресурсы), сотрудничество и корпоративность, власть и партнерство, конкурентоспособность, целеполагание, развитие как деловое существование.

Принципы менеджмента и принципы управления не противостоят друг другу. Они находятся во взаимодействии. По тем эффективнее это взаимодействие, чем глубже мы осознаем особенности менеджмента в понимании общего управления, в понимании менеджмента как социально-экономической науки.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятия “управление” и “менеджмент” могут быть ваимозаменяемыми и тождественными только для определенного класса проблем, у этих понятий есть общие черты, но есть и различия, специфика менеджмента не отрицает общего понимания управления, но включает его общие черты. Сегодня необходимо развивать концепцию менеджмента, осваивая все новые и новые области знаний в области менеджмента (контролинг, аксиология менеджмента, социокультурные проблемы менеджмента, экологический менеджмент, антикризисный менеджмент, креативный менеджмент и пр.).

Концепция менеджмента показывает, какими знаниями – фундаментальными, специальными и конкретно-практическими – должен обладать специалист в области менеджмента и как строить их сочетание.